НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15ч)
|
8
| Народные сказки
С. 21—22
| Формирование умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт
| Выразительно читать.
Составлять план произведения.
Определять главную мысль сказки.
Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.
Комментировать иллюстрации к тексту.
Сопоставлять персонажей произведений.
Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.
Представлять выбранную книгу.
Сопоставлять сказку и миф.
Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.
Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи.
Находить нужную информацию.
Участвовать в групповой работе.
Выслушивать позицию оппонента и партнера.
Аргументировать собственный вывод.
|
9
10
11
12
| «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)
С. 23—34
| Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения
|
13
| «Находчивый солдат» (русская народная сказка)
С. 35—37
| Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его
|
14
15
| «Мужик и царь»
(русская народная сказка)
С. 38—41
|
16
17
| «Портной и царь» (армянская народная сказка)
С. 42—46
| Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей
|
18
19
20
| «Кола-Рыба»
(итальянская народная сказка)
С. 47—53
| Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами
|
21
22
| Внеклассное чтение
Сказки народов мира
|
БЫЛИНЫ (12 ч)
|
23
24
| Былины
«Как Илья из Мурома богатырем стал»
С. 65—71
| Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения. Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев
| Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.
Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее.
Читать по ролям произведение.
Оценивать поступки героев.
Сопоставлять фольклорных и литературных героев.
Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.
Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.
Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником
|
25
26
27
| «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
С. 72—82
|
28
29
| А. К. Толстой
«Илья Муромец»
С. 83—85
|
30
31
| Внеклассное чтение
Былины о русских богатырях
|
32
| Картинная галерея
В. М. Васнецов
«Богатыри»
С. 86—87
| Формирование умения соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи
|
33
34
| Работа с научно-популярными текстами |
|
|
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (20ч)
|
35
36
37
38
39
| А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»
С. 94—105
| Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу
| Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.
Читать по ролям литературные произведения.
Составлять план произведения.
Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам.
Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа.
Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.
Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений.
Сопоставлять авторские произведения с народными.
Сочинять рассказы и записывать их.
Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений.
Пользоваться разными источниками информации.
Участвовать в диалоге.
Строить монолог.
Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства.
Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому
Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Авторские сказки»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в художественной самодеятельности, представлять результаты творческих работ.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.
Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью
|
40
41
42
| Внеклассное чтение
Сказки В. Гауфа
| Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества. Формирование умения создавать письменные аннотации прочитанных произведений
|
43
| Н. С. Гумилев
«Маркиз де Карбас»
С. 106—108
| Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека
|
44
45
| К. Чапек
«Случай с русалками»
С. 110—116
| Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям
|
46
47
| Внеклассное чтение
К. Чапек «Сказки»
| Формирование умений представлять прочитанную книгу, определять отношение писателя к героям произведений, помещенных в ней
|
48
49
50
51
| Часть 2
Р. Киплинг
«Рикки-Тикки-Тави»
С. 3-29
| Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст
|
52
53
| Внеклассное чтение
О. Кургузов
«Телевизионные макароны»
С. 32-34
| Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии
|
54
| Картинная галерея
М. А. Врубель
«Царевна-Лебедь»
С. 30-31
| Развитие интереса к творчеству художника
|
БАСНИ (9 ч)
|
55
56
| Басни
И. А. Крылов
«Трудолюбивый Медведь»
С. 38-40
| Углубление знаний о жанре «басня». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении
| Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей.
Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.
Читать наизусть басни по выбору.
Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт.
Сопоставлять произведения разных авторов.
Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках
Оценивать актуальность морали басни.
Находить нужные книги в библиотеке.
Представлять сборники произведений.
Находить нужную информацию с помощью разных источников.
|
57
58
| Эзоп
«Ворон и Лисица»
С. 42-43
|
59
| И. А. Крылов
«Ворона и Лисица»
С. 44-46
|
60
61
| И. А. Крылов
«Любопытный»
С.40-41
|
62
63
| Внеклассное чтение
Басни
| Формирование умений представлять сборники произведений, создавать собственные произведения на темы морали басен
|
64
| Работа с научно-популярными текстами |
|
|
2-е полугодие
|
СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (7ч)
|
65
| Ю. Яковлев
«Мама»
С. 56-58
| Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического текста
| Выразительно читать, определять темп, изменение интонации.
Читать наизусть стихотворения.
Определять идею произведения.
Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями.
Определять переживания лирического героя.
Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.
Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения.
Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план.
Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний
Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений.
Знакомиться с жизнью творческих личностей.
Постигать смысл патриотического отношения к Родине
|
66
| М. Ю. Лермонтов
«Когда волнуется желтеющая нива…»
С. 58-60
| Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение
|
67
| С. А. Есенин
«С добрым утром!»
С. 60-62
| Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть
|
68
| М. М. Пришвин
«Моя родина»
С. 62-65
| Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.
|
69
| И. Северянин
«Запевка»
С. 66-67
| Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту
|
70
71
| И. С. Никитин
«Русь»
С. 68-69
| Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему
|
О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (5ч)
|
72
73
74
| «Повесть временных лет»
А. С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
С. 75-82
| Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов
| Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей.
Читать по ролям.
Выделять способы выражения авторской позиции.
Определять идею произведения.
Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения.
Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.
Обращаться к разным источникам информации.
Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.
Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач
|
75
| Народные исторические песни
«Сборы польского короля на Русь»
С. 83-84
| Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения
|
76
| И. Ф. Рылеев
«Иван Сусанин»
С. 85-89
|
ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (7 ч)
|
77
| А. А. Ахматова
«Мужество»
С. 94-96
| Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью
| Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения.
Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения.
Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним.
Заучивать наизусть произведения по собственному выбору.
Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента.
Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения.
Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека
|
78
79
80
81
| Б. Полевой
«Последний день Матвея Кузьмина»
С. 96-105
| Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений
|
82
| А. Т. Твардовский
«Рассказ танкиста»
С. 106-107
| Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения
|
83
| Внеклассное чтение
Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне
| Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию
|
О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (11ч)
|
84
| А. А. Фет
«На рассвете»
С. 110-111
| Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа
| Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.
Определять смысл названия, главную мысль произведения.
Объяснять смысл слова в контексте произведения.
Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.
Составлять план произведения.
Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.
Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.
Выбирать стихотворения для заучивания.
Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления.
Сопоставлять авторские и народные произведения.
Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.
Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения.
Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.
Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников.
Объяснять и обосновывать собственные выводы.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ, викторины.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.
Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью
|
85
| И. А. Бунин
«Густой зеленый ельник у дороги...»
С. 111-113
| Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению
|
86
| Н. А. Некрасов
«Саша» (отрывок)
С. 113-115
| Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям
|
87
88 89
| Часть 3
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
С. 4-15
| Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме
|
90
| А. Н. Майков
«Мать»
С. 15-17
| Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему
|
91
92
93
| Х. К. Андерсен
«Соловей»
С. 18-32
| Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения
|
94
| А. А. Ахматова
«Перед весной бывают дни такие...»
С. 33
| Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром
|
МИР ДЕТСТВА (15 ч)
|
95
96
| Н. А. Некрасов
«Крестьянские дети»
С. 42-47
| Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному
| Выразительно читать произведение.
Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.
Творчески пересказывать.
Определять главную мысль.
Составлять план произведения.
Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.
Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.
Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.
Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.
Сопоставлять героев разных произведений.
Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.
Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.
Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью
|
97
98
| Л. Н. Толстой
«Детство» (отрывки)
С. 48-51
| Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей
|
99
| И. А. Бунин
«Детство»
С. 152
|
100
101
102
| Марк Твен
«Великолепный маляр»
С. 53-63
| Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков
|
103
104
| В. А. Солоухин
«Ножичек с костяной ручкой»
С. 64-71
| Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков
|
105
| М. И. Цветаева
«Наши царства
С. 72-73
| Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора
|
106
| Р. Л. Стивенсон
«Страна кровати»
С. 74-75
|
107
108
109
| А. П. Чехов
«Мальчики»
С. 76-86
| Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов
|
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (6 ч)
|
110
111
| Р. Э. Распе
Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»
С. 91-98
| Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора
| Выразительно читать.
Пересказывать текст кратко, творчески.
Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения.
Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его.
Сопоставлять героев произведения, разные произведения на сходную тему.
Представлять прочитанную книгу.
Создавать письменную аннотацию.
Пользовать разными источниками информации.
Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию.
Выстраивать монолог.
Планировать собственную читательскую деятельность
|
112
113
114
| Д. Свифт
Главы из книги «Путешествия Гулливера»
С. 99-108
| Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему
|
115
116
| Внеклассное чтение
Т. Крюкова
«Хрустальный ключ»
С. 109-118
| Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его
|
117
118
119
| Внеклассное чтение
Мои любимые книги
| Формирование умений представлять любимых авторов; выявлять черты, объединяющие их произведения; создавать рекомендации любимых книг; аргументировать своё мнение
|