№ урока
| Тема урока
| Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
| Вид контроля,самостоятельной деятельности
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
С начала года
| В теме
| план
| факт
|
Введение (2 часа)
|
1
2
| 1
2
| Герой в мире художественного слова (урок-беседа)
| Герой худ.произведения как главное действующее лицо сюжета. Подросток — герой худ.произведений.
| Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (образ ровесника в худ.произведении)
Понимать: значение изучения литературы.
Уметь: строить развёрнутые высказывания на основе прочитанногою
| Рассказы о прочитанных за лето произведениях
| Вопросы и задания (с.4)
|
|
|
Далёкое прошлое человечества (7 часов)
|
|
3
4
| 1
2
| История человечества в произведениях литературы.
Былина «На заставе богатырской»
(Урок изучения нового материала)
| История челов-ва в произвед : значение былин в сохранении народных традиций; роль деталей в былине; патриотический пафос былины.
Былины — богатырский эпос русского народа. Отличие былины от сказки. Сказители былин. Герои былины. Особенности композиции былины. ИВС, их роль в былине.
| Знать: теоретико-литературные понятия: эпос, былина, гипербола.эпитет,постоянный эпитет; особенности жанра и композиции былин; содержание былины «На заставе богатырской»
Понимать:значение былин в сохранении народных традиций; патриотический пафос былины.
Уметь: отличать былины от сказок; выразительно читать былину, характеризовать героев и их поступки; находить в тексте ИВС.
| Выраз-ое чтение; вопрсы 1-4
| Чтение сказки А.Н.Островского «Снегурочка»
|
|
|
5
6
| 3
4
| А.Н.Островский. Весенняя сказка «Снегурочка» (сцены). (Урок изучения нового материала)
| Слово обА.Н.Островском. Пьеса «Снегурочка». Развитие понятия о драматическом произведении.История создания пьесы,её театральная жизнь. Сюжет и герои пьесы. Комментированное чтение.
| Знать: сведения о жизни и творчестве Островского; историю создания и сюжет пьесы; теоретико-литературные понятия: пьеса-сказка, драматическая поэма в стихах, пролог,действие. Ремарка,диалог,монолог.
Понимать: особенности пьесы-сказки в стихах; связь пьсы-сказки с фольклором.
Уметь: воспринимать и пересказывать пьесу-сказку; использовать теоретико-литературные понятия в речи.
| Вопросы и задания (с. 24-250
| Выразительное чтение пьесы-сказки
|
|
|
7
| 5
| Герои пьсы-сказки Островского.
Художественные особенногсти пьесы.
(Урок-беседа)
| Группы персонажей: сказочные герои, мифологические герои. Обыкновенные люди.
Хар-ка Леля, Купавы,Мизгиря, Бобыля и Бобылихи, Берендея. Обучение выразительному чтению по ролям.
Композиция пьесы. Кульминация. ИВС,их рольв пьесе.
| Знать: сюжет и героев пьесы.
Понимать: отличие главной героини от людей, причины их недовольства Снегурочкой, позицию автора; смысл финала пьесы; гуманистический пафос пьесы, актуальность.
Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать текст; аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному; находить в тексте ИВС и определять ихроль.
| Выразительное чтение по ролям, хар-ка героев, вопросы и задания (с.30-31, 32, 37)
| Вопрсы и задания с.37, 42
|
|
|
8
| 6
| «Снегурочка» Островского в русском искусстве.
(Урок развития речи)
| Пьса А.Н.Островского в музыкальном искусстве.
Экранизация пьесы, просмотр и обсуждение фрагментов. Рисунки учащихся к пьесе-сказке.
| Знать: произведения ис-ва по произведениям пьесы-сказки.
Понимать: роль пьесы-сказки в русском ис-ве.
Уметь: сопоставлять произведения лит-ры, живописи и музыки; обсуждать произведения ис-ва.
| Вопросы и задания 3-5 третьегоуровня (с. 42)
| Чтение статьи «Мир вещей далёкого прошлого» (с. 42-43), вопросы и задания первого уровня (с. 43)
|
|
|
9
| 7
| Мир вещей далёкого прошлого.
(Урок изучения нового материала,урок-беседа)
| Приметы времени в матер-ой культуре чел-ва.
| Знать: теоретико-литературное понятие интерьер.
Понимать: связь времени и места с матер-ой культурой; роль мира вещей в произведениях литературы и ис-ва.
Уметь: находить детали в произведенияъх литературы и ис-ва и определять их роль.
| Вопросы и задания 1 и 2 уровней (с. 43-44).
| Вопросы и задания с. 44
|
|
|
Литература XIX века (66 часов)
|
10
11
| 1
2
| Незабываемый мир детства и отрочества.
Творчество В.А.Жуковского
(Урок изучения нового материала, урок-беседа)
| Литература XIX века о детстве и отрочестве. Слово ОВ.А.Жуковском. Тема дружбы и картины природы в стихотворениях Жуковского. Комментированное чтение баллады «Кубок»
| Знать: сведения о жизни и творчестве жуковского; портреты Жуковского; признаки жанра баллады.
Понимать: рольВ.А.Жуковского вобогащении русской литературы произведениями европейских авторов.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; определять роль деталей в поэтическом произведении.
| Выразительное чтение,описание репродукций картин
| Выраз-ое чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок»,вопросы и задания (с.56-57)
|
|
|
12
13
| 3
4
| В.А.Жуковский «Кубок», «Лесной цаоь»
(Урок изучения нового материала,урок-беседа)
| Творческая история создания баллады «Кубок».Хар-к5а героев.Элементы лингвистического анализа текста. ИВС, их роль в балладе.
«Лесной царь» - перевод баллады Гёте. Драматизм повествования.Сюжет и герои баллады.ИВС, ихроль. Смысл названия баллады.
| Знать: творческуюисторию создания баллад, признаки жанра баллады. Понимать: смысл названия баллад; особенности изображения пейзажа; позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: выразительно читать и пересказывать баллады; характеризовать героев и их поступки; находить ИВС.
| Выразительное чтение,анализ, вопросы и задания (с. 56-57)
| Выразительное чтение баллад, задания (с.59)
|
|
|
14
15
| 5
6
| С.Т.Аксаков. «Детские годы Багровап-внука».
Очерк «Буран»
(Урок изучения нового материала,урок-беседа0
| Слово О С.Т.Аксакове. Читатель-подросток в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Гимназические годы подростка..
«Буран» как одно изсамых ярких описаний природы в русской литературе XIX века.Элементы анализа текста. Человек и стихия. Комментированное чтение.
| Знать: сведения о жизни и творчестве Аксакова, содержание отрывка из произведения «Детские годы Багрова-внука», «Буран»; понятие автобиографическое произведение.
Понимать: роль книги вжизни человека; эстетическое совершенство пейзажной картины,созданной писателем.
Уметь: выразительно читать произведения; строить развёрнутые высказывания на основе прочитанного; составлять план произведения, находить в тексте ИВС и определять их роль.
| Выразительное чтение произведений
|
| 02.10.13
04.10.13
|
|
16
17
| 7
8
| Пейзаж. Мир природы вокруг нас.
(Урок развития речи)
| Мастерство рус. писателей и поэтов в описании природы. Связь природы с жизньюгероев произведений. Развитие понятия пейзажа. Выразительное чтение стихотворений Лермонтова, Есенина, Бунина, Заболоцкого
| Знать: описание пейзажей в произведениях.
Понимать: роль пейзажа влитературном произведении; связь жизни человека с жизнью природы.
Уметь: выразительно читать и анализировать прозаические и поэтические тексты; находить в тексте ИВС и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи.
| Выразительное чтение, анализ текста. Вопросы и задания (с. 74, 75-765, 77-78, 79)
|
|
|
|
18
19
| 9
10
| И.А.Крылов. Басни.
(Комбинированный урок)
| Слова обИ.А.Крылове. Повторение изученного о жанре басни. Художественная и нравственная ценность басен
| Знать: сведения о жизни и тв-ве И.А.Крылова, теоретико-литературные понятия аллегория,иносказание,эзопов язык, мораль.
Понимать: аллегорический смысл, мораль басен; роль диалога вбаснях.
Уметь: выразительно читать басни наизусть; характеризовать героев и их поступки.
| Выразительное чтение наизусть,элементы анализа текста, вопросы I и II уровня (с. 82)
| Выразительное чтение басен И.А.Крылова, вопрсы и задания III уровня (с. 83):
|
|
|
20
21
| 11
12
| И.А.Крылов.Басня «Волк и Ягнёнок»
(Урок-беседа)
| Сюжет,композиция, герои басни. Мораль взаимоотношений сильного и слабого вмире людейи зверей.Обличение6 несправедливости, жестокости и наглого обмана. Суровые уроки басен И.А.Крылова.
| Знать: признаки жанра басни.
Понимать: аллегорический смысл басни; рольдиалога вбаснях; связь басен с произведениями УНТ.
Уметь: выразительно читать и анализировать басни; характеризовать героев и их поступки; давать речевую хар-ку героев; находить в тексте ИВС; давать развёрнутые ответы по прочитанным произведениям.
| Выразительное чтение,элементы анализа, вопросы и задания III уровня (с. 83)
| Вопросы и задания III уровня (с. 84)
|
|
|
22
23
| 13
14
| В.Ф.Одоевский и его произведения для детей.
«Отрывки изжурнала Маши»
(Урок изучения нового материала)
| Слово о В.Ф Одоевском. Обучение анализу текста. Понятие о дневнике как жанре худ-ого произведения.
«Отрывки изжурнала Маши». Сюжет, композиция и особенности повествования. Герои и героини дневника. Портреты героев. Комментированное чтение. Элементы анализа.
| Знать: сведения ожизни и тв-ве В.Ф.Одоевского; произведения писателя; особенности жанра дневника; содержание «Отрывков из журнала Маши».
Понимать: важность наблюдательности в труде писателя; роль дневника как способа познать жизнь.
Уметь: пересказывать и анализировать произведения; характеризовать героев и их поступки.
| Пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 85-86)
| Вопросы и задания II уровня (с. 99)
|
|
|
24
| 15
| Подготовка к творческой работе по созданиюдневника.
(Урок развития речи)
| Устные сочинения на тему «Один день девочки Маши». Слово учителя об особенностях дневниковых записей и их роли в жизни человека.о личном характере дневников. Обсуждение дневниковых записей учащихся.
| Знать: особенности жанра дневника.
Понимать: значение ведения дневника.
Уметь: отбирать материал для дневниковых записей; создавать устные сочинения.
| Вопросы и задания III уровня (с. 99)
| Подготовка к творческой работе.
|
|
|
25
| 16
| Творческая работа «Дневниковые записи»
(Урок развития речи)
| Письменное описание одного-двух дней из жизни учащихся.
| Знать: структуру сочинения; этапы работы над сочинением.
Понимать: особенности дневниковых записей.
Уметь: отбирать материал для дневниковых записей.
| Сочинение
| Чтение статьи «Портрет героя худ. произведения» (с. 99-100), вопросы и задания
|
|
|
26
| 17
| Портрет героя худ.произведения
(Урок-беседа)
| Герой лит.произведения и описание его внешности. Развитие понятия о портрете.Роль портрета в создании образа героя произведения. Портрет в литературе и портрет вживописи.
| Знать: теоретико-литоературное понятие портрет.
Понимать: роль портрета в создании образа героя литературного произведения.
Уметь: прослеживать изменения в портретных описаниях с развитием литературы.
| Вопрсы и задания (с.100-1010
| С.101-107
|
|
|
27
| 18
| А.С.Пушкин. Лицейские годы.
(Урок изучения нового материала)
| Словог обА.С. Пушкине. Годы учения великого поэта.Лицейские учителя и товарищи отроческих лет. Литературное творчество лицеистов.
| Знать: сведенияо лицейских годах А.С.Пушкина, его товарищах. Первых литературных опытах.
Понимать: рольЛицея вжизни А.С.Пушкина
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; описывать портреты
| Сообщения,описание портретов
| Выразительное чтение стихов А.С.Пушкина
|
|
|
28
29
| 19
20
| Жанр послания в творчестве А.С.Пушкина.
(Урок изучения нового материала)
| Тема юношеской дружбы в творчестве А.С.Пушкина. Понятие о жанре послания. Послания близким, родным и друзьям.
| Знать: особенности жанра послания.
Понимать: отношение автора к адресатам посланий.
Уметь: выразительно читать стихотворения-послания; определять их темы и идеи; находить ИВС и определять их роль.
| Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания 2-3 уровня (с.109)
| Наизусть стихотворение (по выбору0
|
|
|
30
31
| 21
22
| Жанр гимна в творчестве А.С.Пушкина
(Урок изучения нового материала, урок развития речи)
| Стихотворения А.С.Пушкина, посвящённые друзьям. Подготовка к написанию сочинения на тему «Пушкин-лицеист». Пушкин-лицеист в восприятии современных подростков.
| Знать: стихотворения А.С.Пушкина, посвящённые друзьям; особенности жанра гимна.
Понимать: рольдружбы в жизни поэта, его отношение к друзьям.
Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.
| Выразительное чтение наизусть
| Сочинение
|
|
|
32
33
| 23
24
| М.Ю.Лермонтов.
Стихотворения «Утёс», «На севере диком стоит одиноко...»
(Урок изучения нового материала,урок-беседа)
| Слово о М.Ю.Лермонтове. Яркое воплощение темы одиночества в стихотворениях «Утёс», «На севере диком...». ИВС, их роль в стихотворениях. Обучение анализу поэтического произведения
| Знать: сведенияо жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, основные мотивы его творчества; теоретико-литературные понятия эпитет. Сравнение. Метафора, олицетворение.
Понимать: драматический пафос стихотворений, символический характер образов.
Уметь: выразительно читать стихотворения; находить ИВС и определять их роль.
| Выразительное чтение,вопросы и задания 1-2 уровней(с.
116-117)
| Выразительное чтение стихотворений. Вопросы и задания III уровня (с.117)
|
|
|
34
| 25
| М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Три пальмы»
(Урок изучения нового материала,урок-беседа)
| Особенности жанра стихотворения (баллада). Сюжет, композиция, герои. Отношения человека и природы в балладе. Обучение анализу поэтического текста. ИВС и их роль в балладе.
| Знать: содержание стихотворения; виды тропов.
Понимать: философский смысл произведения.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворение; определять его жанр; оценивать выразительность чтения.
| Элементы анализа поэтического произведения, составление сюжетного плана.
| Выразительное чтение.
|
|
|
35
36
| 26
27
| М.Ю.Лермонтов. Эпиграммы. «Панорама Москвы»
(Урок изучения нового материала,урок-беседа)
| Понятие об эпиграмме. Эпиграмма как жанр. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы.Яркость образов.
| Знать: теоретико-литературное понятие эпиграмма; содержание эпиграмм М.Ю.Лермонтова; понятие панорама.
Понимать: сатирический х-р жанра эпиграммы; патриотический восторженный пафос сочинения «Панорамы Москвы».
Уметь: воспринимать тексты эпиграмм; выразительно читать и анализировать.
| Выраз-ое чтение,краткий пересказ
| Задание 1 третьего уровня (с.127)
|
|
|